Назва
Традиционные песни Полесья (2 LP)
Віды носьбітаў
грампласцінка
Змест
аўтэнтычны фальклёр спевы
Вокладка
Статус
можна паслухаць
Дзе паслухаць
дасяжна толькі ў поўнай версіі
Апісанне

Традиционные песни полесья [Звукозапись] / [авт. коммент. на конверте] Л. И. Петрова, Ю. И. Марченко. - Москва : Мелодия, 1989 (Ленинград : Ленингр. з-д грп.). - 2 грп. [ГОСТ 5289-88]. - (Из собрания фонограммархива Пушкинского дома).
Записи 1982-1984 гг.

Песенный материал, включенный в настоящее издание, представлен наиболее типичными образцами музыкального фольклора, записанным и в трех белорусских селах Гомельской области (Столбун, Яново – Ветковского района, Неговка – Буда-Кошелёвского района). Два из них соседние села Столбун и Яново — расположены на окраине Восточного Полесья, на границе с Брянской областью.

Как известно, коренное население этого региона восходит к той части древнерусской народности, которая консолидировалась в пределах Черниговского, Новгород - Северского и Стародубского княжеств Киевской Руси. Процесс расслоения древне-русской народности протекал здесь в сложных исторических условиях, что приводило к периодическому преобладанию воздействия на местную традицию то белорусской, то украинской, то русской, то польской национальны х культур.

Важная особенность фольклорных традиций Восточного Полесья – хорошая сохранность календарно-обрядовых и семейно-обрядовых песен, т. е. той части устного наследия, которую принято связывать с наиболее древним и культурными первоисточниками. Местные говоры отличаются от русского, украинского и белорусского литературных языков. Своеобразие традиционного фольклора выражается в том, что большинство музыкально поэтических форм являются одинаково типичными для песенных культур русских, украинцев и белорусов.

При подготовке настоящего издания мы сосредоточили основное внимание на песнях календарно-обрядового цикла как на центральной части местного фольклорного наследия и стремились, по возможности, представить этот цикл наиболее полно.

Материал на дисках расположен по местным традициям и внутри них — по сезонной приуроченности песен. Зимние песни представлены поздравительными колядками (1, 2, 43), весенние — «загукальными» песнями (3, 4, 27, 29, 44) и шуточными припевками, которые исполняются в последний день масленицы (28). Особый раздел составляют весенние хороводы (5-13, 30-36). Циклы хороводов связаны с обрядом похорон «Стрелы». Этот интересный и развитый в этнографическом отношении обряд до настоящего времени активно бытует в восточно-полесских селах. Он как бы «замыкает» весну и «отмыкает» лето. Местные жители связывают обряд с оберегом от летней грозы («Стрела» – метафора молнии). Летний цикл широко представлен жатвенными песнями (14–16, 38, 39, 45, 46) и «гряными» песнями (18, 37). Название последних отражает их приуроченность — «гряная» неделя — заключительный этап троицко-семицкой обрядности, связанной в Восточном Полесье с повериям и о русалках. Важную часть летнего репертуара составляют также общерусские лирические песни, на напевах которых заметно влияние музыкальной стилистики восточно-полесских традиций (20-22). К летнему периоду приурочено исполнение баллады (19), частушек (17), местной необрядовой лирики (23, 40, 47). К специфически белорусскому слою следует отнести лирику, сохранившую прямые связи с обрядовыми напевами (49). Исполнители характеризовали эту песню как осеннюю. Из собственно осенних песен в издание включена еще одна (48) — последняя календарная песня сезона, косвенно связанная с местной свадебной обрядностью. Песни свадебного обряда (24-26, 41, 42) не на-шли широкого отражения в настоящем издании. Мы ограничились демонстрацией основных напевов, устойчиво бытующих на территории Восточного Полесья. В свадебных песнях нам хотелось бы подчеркнуть образцы сиротских песен (26, 42) и особенно песню «Не стой божа...» (42), восходящую к традиции групповой причети.

Стремясь отразить особенности местных песенных культур, мы включили в издание параллельный материал, записанный в соседних селах. Это должно способствовать восприятию песен в их ис-полнительском многообразии. Ту же цель преследует включение образцов антифонного исполнения весенних хороводов (6) и жатвенных песен (16, 46). Такая форма исполнения типична для обрядового фольклора и может рассматриваться как важное музыкально-стилевое явление, до сих пор сохраняющееся в белорусских селах Восточного Полесья.

Все три коллектива были записаны нами в фольклорных экспедициях 1982 — 1984 гг. Коллектив села Столбун составляю т две пары сестер – Мария Лаврентьевна Зуева и Аксинья Лаврентьевна Фяськова, Мария Даниловна Таранова и Зоя Даниловна Буракова, а также еще три женщины, находящиеся с ним и в родственных и дружеских от-ношениях – Федора Федосьевна Халюкова, Елизавета Петровна Грамадцова и Мария Павловна Морозова. Эти певицы представляют культуру тысячедворного села и являются, по свидетельству местных жителей, лучшими песельницами. Они же – основные распорядительницы и организаторы в местных календарных обрядах. Великолепное владение традиционным репертуаром сочетается у них с удивительным, порой доведенным до совершенства, исполнением. Исполнительский стиль этого коллектива в яркой форме представляет культуру пения восточно-полесских белорусов. Исключительно этнографичен коллектив села Яново. Это качество особенно сказывается на исполнении календарно-обрядовых песен. Основу кол-лектива составляет бессменная запевала Мария Викторовна Мартиновская и ее подруга Евдокия Сергеевна Тимофеенко, а также трио сестер — Авдотья Харитоновна Селюкова, Лукерья Харитоновна Исаченко и Софья Харитоновна Малашенко. В исполнительской манере преобладают элементы, свойственные традициям Брянщины. Великолепный дуэт Агафьи Михайловны Осипцовой и Анны Тро-фимовны Мосевой из Неговки представляет образцы календарно-обрядовых песен чисто белорусской традиции.

Материалы для настоящего издания подготовлены авторам и аннотации. Реставрация звукозаписей и монтаж осуществлены сотрудниками звукоакустической лаборатории ИРЛИ. Научный консультант — доктор исторических наук В.Е. Гусев.

Л. И. Петрова, Ю. И. Марченко

Нумар у каталогу
С20 28043-6
Колькасць трэкаў фальклору
49.0000
Трэкліст

Пластинка 1

Сторона 1

Зимние поздравительные песни:
1. На луцэ, на луцэ
2. Ой, рана-рана куры запелі

Весенние загукальные песни:
3. Песенка мая харошая
4. Hi калышыся й, асіначка

Весенние хороводные песни:
5. Ой, ідзі, страла
6. Мой алешнічак / У майго татачкі
7. Ай у садзіку
8. Ой, на Вялікадня
9. Наша й вуліца
10. Па садочку
11. Я скакала-плясала
12. Жана й мужа
13. Ой па вуліцы

Сторона 2

Летние жатвенные песни:
14. Закацісь-завалісь
15. Як пайду я дарогаю
16. Ай заскрыпелі новыя вароты / Ой а ну те-ка вы / Закацісь-завалісь

Лирические припевки
17. Ты пакаісся, мілёначак

18. На граной нядзелі, летняя гряная песня;
19. Ай i што ета дак за свет настаў, песня-баллада;

Лирические песни:
20. Папраходзілі вясёлыя усе нашы дзянькі
21. Іванюша, разудалы маладзец
22. Каліну й малінушку
23. Ай ты, вербачка

Свадебные песни:
24. Ай, барком, барком
25. Чыя ета рута-мята

Пластинка 2

Сторона 3

26. А ў садзе рожа, свадебная песня

27. Весняначка, весенняя загукальная песня;
28. Як я ў таткі загавела, припевки на масленице;
29. Ох ці ох, ох ці ох, весенняя загукальная песня;

Весенние хороводные песни
30. Да ляцела стрэла
31. А перялёўцы на гapэ
32. А я скакала-плясала
33. Ай у балоце на калодзе
34. А тонкая былінка
35. А ў лужку
36. А з-пад лесіку

Сторона 4

37. Накукай, зязюлька, летняя гряная песня;
38. Закацісь, закацісь,
39. Як пайду я дарогаю, летние жатвенные песни;
40. Як пайду я ў новаю канюшню, лирическая песня;
41. Чыя ета рута-мята
42. Ня стой, божа, свадебные песни.

43. Ай, долам-долам, зимняя поздравительная песня;
44. А вясна, вясна, весенняя загукальная песня;

Летние жатвенные песни
45. Жніця, жніця
46. Пад ельнічкам-бярэзнічкам / Мамка мая родненькая

47. Ой ты, ветру мой, лирическая песня;
48. Ой, мамочка восянь, осенняя песня;
49. Як аддала мене мая мамачка, лирическая песня.

01-26 — Этнографический коллектив села Столбун Ветковского района Гомельской области.
27-42 — Этнографический коллектив села Яново Ветковского района Гомельской области.
43-49 — А. М. Осипцова и А. Т. Мосева (деревня Неговка Буда-Кошелевского района Гомельской области)

Дзе набыць
Дадатковыя спасылкі
Сэрыя
Калектывы
Звязаныя персаналіі (укладальнікі, арганізатары, вядоўцы, збіральнікі і інш)
Год публікацыі
Карта
Звязаныя лакацыі
Тэмы
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 15.10.2019 13:25:50

Каментароў — 0

Запрашаем да абмеркавання! Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Аўтарызавацца можна праз

Перайсці да абмеркавання гэтай старонкі.

* УВАГА! Партал ETHNO.by не прадугледжвае тэхнічнай магчымасці каментавання на старонках партала. Абмеркаванне матэрыялаў партала цалкам ажыццяўляецца сродкамі вонкавага сэрвіса Disqus.com, уладальнік каторага, паводле Пастановы Савета Міністраў РБ №850 ад 23.11.2018 нясе адказнасць за ідэнтыфікацыю карыстальнікаў і іх каментары.