Среди множества народных инструментальных коллективов нашей великой многонациональной Родины белорусский народный оркестр принадлежит к числу наиболее интересных по техническим (исполнительским) возможностям и по богатству звуковой палитры.

До Великой Октябрьской социалистической революции, в условиях самодержавного строя, белорусский народ не имел возможности развивать национальное музыкальное искусство, в том числе и инструментальную музыку. Вот почему
мы не имели до революции ни одного белорусского народного оркестра, ни одной строчки музыкальной литературы для национальных инструментов, ни одного профессионального исполнителя на них.

В 1927 году из числа любителей игры на цимбалах, дудках, лирах — выходцев из деревни, рабочих заводов, студентов в Минске при Наркомпросе БССР был создан первый в истории Белоруссии ансамбль народных инструментов. Перед этим ансамблем стали задачи не только овладеть музыкальной грамотой, искусством ансамблевой игры, но и усовершенствовать инструменты, создать репертуар.

В 1930 году уже сложился очень интересный ансамбль в составе двенадцати человек, в числе которых были работающие и поныне в Государственном белорусском народном оркестре артисты — С. Новицкий, X. Шмелькин, М. Щербо, Г. Селянтьев и другие. Руководителем ансамбля народных инструментов был И. Жинович — потомственный цимбалист (отец, дед и прадед —народные музыканты), учившийся играть с шести лет, а в возрасте 15 лет уже начавший профессиональную работу в качестве цимбалиста в Первом белорусском драм-аггическом театре (ныне Театр им. Янки Купалы в Минске). Это было в
1922 году.

В декабре 1930 года коллектив был переименован в Белорусский государственный ансамбль народных инструментов. В его репертуар, кроме обработок белорусских народных песенных и танцовальных мелодий, входили также и оригинальные произведения белорусских композиторов — Аладова, Мацисона, Шнитмана, переложения миниатюр Чайковского, Лядова, Балакирева, Шуберта, Моцарта, песен советских композиторов. Изменился состав Ансамбля: кроме дудок, лиры и цимбал-прима, появились цимбалы — альт и бас. Вместо старинных полутораоктавных цимбал неполного хроматического строя (без си-бемоля и ми-бемоля) были созданы трехоктавные, хроматические цимбалы (диапазон для примы: д о первой октавы — до четвертой октавы; для альта: соль большой —соль второй октавы; для баса: ля контр-октавы —-ля малой).

Ансамбль регулярно выступал по радио и в промышленных и сельскохозяйственных районах БССР. Кроме того, он провел ряд гастрольных поездок в Москву, Харьков, Сталине, Тбилиси и другие города. В концертах принимали участие молодые белорусские певцы: Л. П. Александровская — ныне народная артистка СССР, М. И. Денисов — ныне народный артист БССР и Ф. Андрукович — ныне солист МАЛЕГОТ.

Небезинтересно отметить, что в Донбассе Ансамбль выступал непосредственно в шахтах и рабочих общежитиях, и «за ударную работу» шахтеры преподнесли коллективу в подарок шахтерскую лампочку.

В 1937 году, в связи с организацией Белорусской государственной филармонии, Ансамбль был реорганизован в народный оркестр филармонии. В этот период проявилась недооценка значения художественных возможностей Белорусского народного оркестра. Для «усиления» звучности в Ансамбль были введены домры. Жизнь доказала нелепость такого состава, и в 1938 году в филармонии был снова создан белорусский народный оркестр в составе 50 человек. В него входили цимбалы (примы первые и вторые, альты, теноры, басы и контрабасы), дудки (диапазон: до второй- —соль четвертой октавы), лиры однострунные хроматические (диапазон: до первой — до третьей октавы), жалейки, баяны и ударные (бубны и литавры). В репертуаре появилось первое фундаментальное произведение — «Симфониетта» («Белорусские картинки») Н. Н. Чуркина, написанное первоначально для симфонического оркестра и переоркестрованное впоследствии для народного.

Увеличился не только состав Белорусского народного оркестра и его репертуар, — выросли и люди. В 1939 году на первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах И. Жинович — концертмейстер и солист оркестра — получил 2-ю премию, а пятнадцатилетний артист оркестра — цимбалист А. Остромецкий — третью. Концертмейстерами групп в Белорусском народном оркестре были опытные музыканты, работавшие с первых дней существования Ансамбля,— Новицкий, Шмелькин, Щербо, дирижером был приглашен К. Симеонов, ныне лауреат Всесоюзного смотра молодых дирижеров. В июне 1940 года оркестр добился чести участвовать в заключительном концерте декады белорусского искусства, состоявшемся в Большом театре в Москве. За достигнутые успехи в области развития национального искусства отдельные артисты и дирижер оркестра были награждены правительственными наградами. Центральная печать отмечала самобытность, свежесть и большие творческие перспективы Белорусского народного оркестра.

Великая Отечественная война прервала деятельность оркестра. Большинство артистов защищали свободу и независимость нашей Родины в рядах Советской Армии и партизанских соединениях. Те же, кто не сражался на полях войны, приняли активное участие в деятельности фронтовых бригад, обслуживании госпиталей, оборонных заводов, угольных бассейнов и т. д.

С конца 1945 года начали съезжаться в Минск бывшие артисты оркестра. Возрожденная Белорусская филармония приступила к восстановлению своих исполнительских коллективов; при этом сразу возникла необходимость в подготовке новых кадров. С этой целью при оркестре была создана студия, в которой обучались 12
человек из числа участников самодеятельности. Оркестр пополнился также и воспитанниками Минского музыкального училища и Белорусской государственной консерватории. Дирижером был приглашен выпускник консерватории М. Ривкин — музыкант с хорошей интуицией, темпераментом и дирижерской волей, концертмейстером —лауреат Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах А. Остромецкий. Художественным руководителем оркестра явился заслуженный артист БССР И. И. Жинович.

В лице И. И. Жиновича белорусский народный оркестр приобрел опытного, высококвалифицированного руководителя. Начав, как было сказано выше, играть на цимбалах с шести лет, Жинович вырос в незаурядного солиста-исполнителя на усовершенствованных им же самим белорусских цимбалах. Энергичный и волевой, обладающий не только музыкальным, но и университетским образованием, Жинович никогда не замыкался в рамки «чистого исполнительства», отдавая много сил делу усовершенствования и популяризации белорусских народных инструментов.

Активный участник многочисленных, музыкально-общественных мероприятий, Жинович уделял и уделяет огромное внимание делу подготовки исполнительских кадров, являясь одним из организаторов отделений белорусских народных инструментов в музыкально-учебных заведениях республики, автором первого в истории белорусского народа «Учебника игры на цимбалах» и огромного количества переложений классической литературы (сольной и оркестровой). Он стал также
одним из организаторов производства цимбал.

И. И. Жинович возглавил напряженную работу по восстановлению оркестра. Необходимо было не только восстановить исполнительские кадры, но и снова собрать инструментальный фонд и библиотеку. Все, чем располагал оркестр раньше, — погибло во время войны. В оркестре проводилась и продолжает вестись большая исследовательская работа в области усовершенствования конструкции цимбал, установления их типовых размеров, расчета резонансной деки, подставок и других частей. Коренным образом изменены палочки (молоточки), которыми играют на цимбалах; уменьшена их величина, применена обшивка замшей для мягкости звучания. Эти изменения палочек дают и возможность быстро заглушать пальцами струны, что является одним из сложнейших элементов техники игры на цимбалах.

В оркестре ведется работа и над другими группами инструментов. Расширяется семейство белорусских дудок, лир, добавляются ударные инструменты и т. д.

Из технических недостатков оркестра, подлежащих устранению, нужно указать на гудение при исполнении в быстрых темпах. Недостаточно правильный расчет устройства дудок и неровная настройка баянов также отражаются на чистоте строя оркестра.

Белорусский народный оркестр привлек к своей работе и композиторов. Это дало уже хорошие результаты: его репертуар пополнился многими новыми оригинальными произведениями. Большую пользу извлекли из этого и композиторы. Для оркестра они стали писать проще и яснее.

В настоящее время репертуар оркестра состоит из трех разделов. В первый входят обработки народных песен и танцев белоруссов и других советских народов, а также различные произведения советских композиторов. Второй раздел состоит из переложений классических произведений (например, «Струнная серенада» Чайковского,
8-я симфония Моцарта, «Маленькая сюита» Бородина, миниатюры Лядова, Мусоргского, Шуберта, Дворжака). Третий раздел включает произведения белорусских композиторов, написанные специально для этого оркестра.

Говоря о лучших произведениях этого последнего раздела, необходимо указать на два концерта для цимбал-соло и для дуэта цимбал с белорусским народным оркестром Д. Р. Каминского, «Увертюру» Н. И. Аладова, «Колхозную сюиту» П. П. Подковырова, «Лявониху» И. И. Жиновича.

Концерт — новый жанр для белорусского оркестра. Каминский сделал очень удачную попытку всестороннего показа исполнительских возможностей цимбал. Тут и приемы игры стаккато, тремоло, пиццикато, удары по струнам не только фальцевой частью палочек, но и деревянной, что дает более острый звук, и т. д. Оба концерта трехчастные. Во втором из них, написанном для дуэта цимбал, автор пользуется полифоническими приемами, — тоже новшеством в литературе для белорусских народных инструментов. Музыкальной основой обоих концертов являются белорусские народные песенно-танцовальные мелодии, сочно гармонизованные и отлично оркестрованные.

На «Увертюре» Аладова лежит печать талантливости и большого мастерства. Композитор сумел нарисовать образы белорусской природы и народного празднества, не прибегая к подлинным фольклорным темам, а создавая свои оригинальные, построенные на народных оборотах и попевках. Его музыка обладает большой впечатляющей силой.

«Колхозная сюита» Подковырова это опыт создания программной музыки на актуальную современную тематику. Интонационно темы сюиты близки народным.

«Лявониха» Жиновича — блестящие вариации на тему одноименного белорусского танца. Большим достоинством этого произведения являются ясность гармонического языка, мастерское использование технических и тёмбровых возможностей оркестра. Некоторые оркестровки Жиновича для белорусского оркестра могут считаться показательными. Необыкновенно колоритно и ярко в его оркестровке звучит пьеса Бородина «В монастыре».

В заключение хочется сказать о дальнейших творческих задачах Белорусского народного оркестра.

Одной из самых ценных особенностей белорусского оркестра является то, что его ведущая группа — цимбальная — обладает возможностью больших звуковых нарастаний, по мощности приближающихся к нарастаниям симфонического оркестра. Вместе с тем тембровые богатства различных видов цимбал способствуют тонкости нюансировки. Несмотря на то, что звук у цимбал извлекается, в основном, ударом палочек по струнам, техника игры на этих инструментах настолько совершенна, что допускает очень плавное легато. Очень красочны в оркестре сочетания цимбальной группы с дудками, лирами и баянами. Наличие в оркестре дудок и лир придает звучаниям его своеобразный, полный пасторальной прелести и интимности колорит. Богатство тембров позволяет передавать не только светлые,
лирические, но и драматически насыщенные музыкальные образы. Хорошо сочетается оркестр и с голосами в вокальных номерах.

Белорусский народный оркестр ставит своей основной задачей самую широкую пропаганду произведений советских композиторов и активное участие в создании нового репертуара, отображающего нашу советскую действительность. Такова, например, поэма Подковырова и Жиновича «Цимбалы» (по произведению лауреата Сталинской премии поэта А. Кулешова). Перед оркестром стоит также задача дальнейшего совершенствования мастерства артиетбв, совершенствования конструкций инструментов и т. д.

Среди достижений национальной по форме, социалистической по содержанию белорусской культуры народный оркестр занимает видное место. Правильно понимая свои задачи, он сумел избежать ошибок, характерных для многих аналогичных коллективов, в частности, копирования приемов симфонического оркестра, увлечения
репертуаром, чуждым по фактуре и стилю белорусским народным инструментам или примитивно решающим идейно-художественные задачи. Этот правильный путь белорусскому народному оркестру нужно продолжать и в дальнейшем.

Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 02.12.2020 05:52:09

Запрашаем да абмеркавання! Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.