Более полувека миновало с тех пор, как я впервые записал в свою школьную тетрадь полюбившиеся белорусские народные песни. Но все эти записи погибли во время первой мировой войны.

Потом я собирал фольклорный материал уже в условиях панской оккупации, в бывшей Западной Белоруссии. Приходилось ездить и ходить по сёлам, читать лекции, и тогда я записывал песни, помогал хоровым коллективам пропагандировать народную белорусскую и советскую песню. Конечно, всё это вызвало враждебное отношение властей: моя квартира подвергалась частым обыскам, меня арестовывали, судили, водворяли в тюрьму. Не один раз жандармы забирали во время обысков нотные записи.

Многие мелодии приходилось выучивать наизусть: я слушал крестьянское пение на праздниках и свадьбах, а после, дома, записывал их нотами по памяти.

Странствуя по сёлам, местечкам и городам Белоруссии, я оказался как-то в деревне Котелки. Это в Пружанском районе Брестской области. Здесь жила семидесятилетняя Захвея Хворост – песенница, человек мудрый и справедливый. Глубоко в себе таила она народную песню, чтобы потом отдать её на утешение и радость селянину и батраку.

Приодевшись в чистое домотканое платье и старательно вымыв руки, она ходила встречать появление на свет нового человека. Она закрывала глаза тем, кто закончил свой жизненный путь. Для каждой душевной раны у неё находилось тёплое слово. Но и на свадьбах ей всегда отводилось почётное место.

Захвея Хворост записала полный свадебный обряд со своими песнями и поговорками. Его можно назвать своеобразной народной оперой, где житейский драматизм переплетается с весёлым юмором, песня – с диалогом, а музыка и танцы дополняют и украшают это великолепное народное действо. Богатая музыкальная память Захвеи Хворост сохранила около ста пятидесяти мелодий – от старинных календарно-обрядовых песен до любовной лирики.

Мне приходилось встречать многих таких певцов и певиц. Их устами народ рассказывал о себе, о своих печалях и радостях, о мечтах. Мне казалось, я заглянул в бездонный родник творчества, от которого уже не в силах был оторваться.


Песенные узоры Белоруссии. «Лучина». Исполняет академическая хоровая капелла п/у Г.Ширмы; «Веники», «Гыля, гыля» – поёт хор радио и телевидения Белоруссии п/у В.Ровдо.

Сканы артыкула

Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 31.12.2022 05:06:33

Маеце пытанне ці заўвагу? Напішыце ў каментары. Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Відэакурсы па этнаграфіі

Самы час вучыцца анлайн! Нашы відэакурсы размешчаны на адукацыйнай платформе Stepik.org і акрамя відэа утрымліваюць праверачныя тэсты для самакантролю.

Запісацца

Выкладчык: Уладзімір Лобач

Аб’ём: 70 урокаў, 14 гадзін відэа, 127 тэставых пытанняў

Курс прапануе паглыбленае азнаямленне з этнічнай гісторыяй і этнакультурнай спецыфікай Беларусі. Прадстаўлены лекцыі па раздзелах і тэмах вучэбнай праграмы "Этнаграфія Беларусі", якая выкладаецца аўтарам у Полацкім дзяржаўным універсітэце.

Запісацца

Выкладчык: Зміцер Скварчэўскі

Аб’ём: 13 урокаў, 2 гадзіны відэа, 100 тэставых пытанняў

Сярод разнастайных аспектаў беларускай міфалогіі, прадметам курсу абраны персанажны код: боствы, духі, дэманічныя істоты, героі і т.п.