Поўная назва (для бібліяграфій)

Андруніна М. Міфалагічная і прагматычная роля агню ў славянскай пахавальнай абраднасці // Беларускі фальклор: матэрыялы і даследаванні: зб. навук. пр. – Мінск : Беларус. навука, 2021. – Вып. 8. – С. 162–188.

Title (EN)

Andrunina M. Mifalahičnaja i prahmatyčnaja rolia ahniu ŭ slavianskaj pachavaĺnaj abradnasc [The mythological and the pragmatic role of fire in slavic funeral], Bielaruski falklor: materyjaly i dasliedavanni, 2021, iss. 8, pp. 162–188.

Гады публікацыі

Звязаныя лакацыі

Аннотация

М. А. АНДРЮНИНА
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОГНЯ В СЛАВЯНСКОЙ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ
Современный материал показывает, что огонь в различных видах и инкарнациях присутствует на протяжении всех этапов славянской погребально-поминальной обрядности от агонии до окказиональных обычаев: так, свечи горят в руках умирающего и в его доме, на кладбище, на похоронах и во время многочисленных поминальных обрядов; в огне сжигают вещи умершего и все предметы, бывшие с ним в соприкосновении, угли из печи изгоняют из жилища ходячих покойников и пр. Изучение современного материала, собранного в основном на территории Полесья в последней половине XX – начале XXI в. и касающегося практики использования на похоронах и поминках огня, а также связанных с ним мифологических представлений, дает основание заключить, что основными аспектами осмысления роли огня на всех этапах исследуемой обрядности являются: освящение путей душе в потустороннем мире, правильное преодоление покойником пути на «тот свет» и благополучное его там водворение, переправка в иной мир всех вещей, принадлежавших покойнику и очищение живых от вредоносного влияния смерти. Все эти представления объединены общей идеей правильного водворения души в иной жизни среди других умерших, что позволяет рассматривать эти многочисленные связанные
с огнем обычаи как современные реликты когда-то бытовавшего у славян обряда трупосожжения. Диахронный подход к исследуемому материалу дает возможность сделать вывод о том, что ряд связанных с огнем погребальных и поминальных практик, фиксировавшихся на протяжении всего времени этнографических и фольклористических наблюдений у разных славян с большой вероятностью могут быть остатками кремации, что в свою очередь позволяет сделать наблюдение о двух возможных путях адаптации старого погребального обряда в христианское время: внесение его некоторых важных элементов в новые практики для обеспечения правильной загробной судьбы близкого человека и использование устаревших приемов в похоронах особой группы лиц, по разным причинам лишенных церковного попечения (самоубийцы, рано умершие, иноверцы, инородцы, колдуны и пр.). Также, согласно сведениям из Новгородской первой летописи и хроники Литовской и Жмойтской, обряд трупосожжения оказывается тесно связанным с культом Перуна, божества грозы и небесного огня, а правильный погребальный обряд требует сочетания стихий огня и воды для благополучной переправы умершего в иной мир. Действительно, и в современном состоянии обряда мы видим, что огонь на похоронах тесным образом взаимодействует с водой, например, около умирающего ставят горящую свечу возле стакана с водой и пр. Более того, для корректного исполнения обряда требуется использовать освященную на праздник Сретения, или Громниц (2/15.II) свечу, которая сохраняет устойчивую семантическую связь с грозой и пожарами от молнии, против чего она широко используется в обычном контексте. Таким образом, сочетание синхронного и диахронного исследовательских подходов позволяет говорить о сохранении связанных с огнем и водой древних ритуальных практик на похоронах вплоть до современности, а также об их некоторой связи с Перуном; междисциплинарный фактор использования археологических данных предоставляет материальные подтверждения народных поверий и обычаев в исторической перспективе; в работе также подчеркивается важность комплекса поверий и обычаев, связанных с нечистыми покойниками для реконструкции древних состояний традиционной культуры.
Ключевые слова: погребение, поминальный обряд, кремация, огонь, вода, громничная свеча, души умерших, мифология, славяне.

Summary

MARYYA ANDRUNINA
THE MYTHOLOGICAL AND THE PRAGMATIC ROLE OF FIRE IN SLAVIC FUNERAL
The semantics of the fire in modern day Slavic funeral and remembrance practices seems
to be dark although it omnipresent through the vast circle of said rituals in different incarnations:
the candles burn in the hands or nearby the agonizing person and in his/her house, in the cemetery
at the funeral, during the multiple repast practices and days; the fires are created to dispose of the deceased’s belongings, the ambers from oven is believed to expel the unwanted ghosts etc. The study of contemporary data (mostly taken from Polesye archive and author field materials, all collected during the last half
of XX and first decades of XXI centuries) suggests that principal mythological meaning of fire use are the illuminating the ways to the other world for the soul of the deceased, the cleansing the living
from the death and the transporting all the staff of the late one to the world of dead for his/her future disposition. All of the notions are including the idea of the correct transportation of the soul to the other world and establishing it among the others, which strongly implicates that the multiple uses of fire
in Slavic grave customs are the modern relicts of ancient cremation of the dead. The diachronic approach shows that in fact great number of different funeral practices that were reported from lots of Slavic regions through ages are indeed the remnants of the cremation rite, also it depicts two possible ways of ancient lore adaptation to Christianity: the «smuggling» some traits of old ways into the church funeral in order to insure for the soul of beloved one the correct transgression to the other world
and the adaptation out of date practices into the grave customs for “unclean” dead, who are beyond the care of Christian church (suicidal, premature deceased, foreigners, non-Orthodox, witches etc.). As chronicles (Lithuanian and Novgorod) suggest it the Baltic and Slavic cremation rite has strong link with the god Perun, the deity of celestial fire and thunderstorms in the first hand and the proper custom demands the collaboration of elements of fire and water for safe transportation the dead one into another world. Indeed, in modern day practices the water in funeral goes hand in hand with the fire, for example, they place a water pot and a candle near dying person and etc. More, for conducting the ritual in the right way the special type of candle is required – the one consecrated in Candlemas Day (2/15.II) (in Polesye known as Hramnicy ‘Thunder Day’), which has distinct association with thunderstorms and thunderbolt fire, against the harm of those it is also widely used. So, both synchronic and diachronic approaches enable us to claim the survival of old funeral fire and water connected practices down to the present days and its closest connection with the deity Perun, it shows the importance of including into the picture the archeological data providing material proof for folk beliefs and customs and outlines the tremendous impact of the «unclean» dead lore for the reconstruction of ancient states of the traditional culture.
Keywords: funeral, remembrance, cremation, fire, water, thunder, candle, mythology, spirits
of the dead, festivals, slavic.

Артыкула яшчэ няма ў медыятэцы :(
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 31.03.2021 13:41:07

Маеце пытанне ці заўвагу? Напішыце ў каментары. Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Відэакурсы па этнаграфіі

Самы час вучыцца анлайн! Нашы відэакурсы размешчаны на адукацыйнай платформе Stepik.org і акрамя відэа утрымліваюць праверачныя тэсты для самакантролю.

Запісацца

Выкладчык: Уладзімір Лобач

Аб’ём: 70 урокаў, 14 гадзін відэа, 127 тэставых пытанняў

Курс прапануе паглыбленае азнаямленне з этнічнай гісторыяй і этнакультурнай спецыфікай Беларусі. Прадстаўлены лекцыі па раздзелах і тэмах вучэбнай праграмы "Этнаграфія Беларусі", якая выкладаецца аўтарам у Полацкім дзяржаўным універсітэце.

Запісацца

Выкладчык: Зміцер Скварчэўскі

Аб’ём: 13 урокаў, 2 гадзіны відэа, 100 тэставых пытанняў

Сярод разнастайных аспектаў беларускай міфалогіі, прадметам курсу абраны персанажны код: боствы, духі, дэманічныя істоты, героі і т.п.