::
2013.12.03 — Что такое «маляванкі» и «макаткі»? / СБ. Беларусь сегодня / Советская Белоруссия / Рабочий
Загаловак
Что такое «маляванкі» и «макаткі»?
Спасылка
Дата публікацыі
03.12.2013
Катэгорыя
публіцыстыка
Поўны тэкст

Что такое «маляванкі» и «макаткі»?

ТЕПЛО домашнего очага, отзвуки бабушкиных сказок, треск дров в печке, мурлыканье кота. Такие ассоциации возникают, когда попадаешь на выставку произведений народных мастеров этого региона. Белорусские расписные ковры, «маляванкі» на стекле, расписные «макаткі» — небольшие салфетки, которые украшали красный угол деревенской хаты. Все это — работы белорусских мастеров первой половины ХХ века.

Выставка атрибутов деревенского быта «Из Вилейки с любовью…» открылась в Гомеле

ТЕПЛО домашнего очага, отзвуки бабушкиных сказок, треск дров в печке, мурлыканье кота. Такие ассоциации возникают, когда попадаешь на выставку произведений народных мастеров этого региона. Белорусские расписные ковры, «маляванкі» на стекле, расписные «макаткі» — небольшие салфетки, которые украшали красный угол деревенской хаты. Все это — работы белорусских мастеров первой половины ХХ века.

— Для посетителей такая выставка — уникальная возможность познакомиться с искренней, самобытной, в чем-то наивной культурой, — пояснила «БН» главный хранитель фондов Вилейского краеведческого музея Елена Стреж. — Выставка уже побывала в Могилеве, Минске, также мы делали экспозицию у нас, в Вилейке. Сейчас произведения искусства приехали в Гомель в картинную галерею Г. Х. Ващенко.

Коллекция «маляванак» стала создаваться в Вилейке 30 лет назад. Сейчас в фондах краеведческого музея хранятся работы и неизвестных авторов, и мастеров, чьи имена стали достоянием инситного искусства Вилейщины. Традиция создания рисованных ковров в Беларуси дала таких всемирно известных художников, как Алена Киш и Язэп Дроздович. Кроме того, многие современные профессиональные художники сейчас пытаются восстановить этот вид искусства. В основе рисунка — простые сюжеты, которые часто наносились через трафарет. В них нет ни перспективы, ни авторской задумки, однако именно поэтому они и ценны.

— Инситное искусство, как звезда, — вспыхнуло и погасло. На пике популярности оно было после войны. Тогда у людей возникла потребность чем-то украсить свою жизнь, — рассказала Елена Валентиновна. — Как правило, расписные ковры и рисунки на стекле делали те, кто не мог по-другому заработать себе на жизнь. Люди ходили по хатам и за копейки расписывали ковры. Так и зарабатывали себе на хлеб. Эти работы показывают большой пласт белорусской культуры, то, чем жили и что любили простые сельчане того времени.

Татьяна БИЗЮК, «БН»

СМІ
Звязаныя лакацыі
Тэмы
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 23.09.2021 03:12:27

Маеце пытанне ці заўвагу? Напішыце ў каментары. Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Відэакурсы па этнаграфіі

Самы час вучыцца анлайн! Нашы відэакурсы размешчаны на адукацыйнай платформе Stepik.org і акрамя відэа утрымліваюць праверачныя тэсты для самакантролю.

Запісацца

Выкладчык: Уладзімір Лобач

Аб’ём: 70 урокаў, 14 гадзін відэа, 127 тэставых пытанняў

Курс прапануе паглыбленае азнаямленне з этнічнай гісторыяй і этнакультурнай спецыфікай Беларусі. Прадстаўлены лекцыі па раздзелах і тэмах вучэбнай праграмы "Этнаграфія Беларусі", якая выкладаецца аўтарам у Полацкім дзяржаўным універсітэце.

Запісацца

Выкладчык: Зміцер Скварчэўскі

Аб’ём: 13 урокаў, 2 гадзіны відэа, 100 тэставых пытанняў

Сярод разнастайных аспектаў беларускай міфалогіі, прадметам курсу абраны персанажны код: боствы, духі, дэманічныя істоты, героі і т.п.