::
2016.11.28 — Цимбалы для посла США. Белорус создает дорогостоящие раритеты / TUT.BY
Загаловак
Цимбалы для посла США. Белорус создает дорогостоящие раритеты
Спасылка
Дата публікацыі
28.11.2016
Катэгорыя
рэпартажы
Анатацыя

Першапачатковая назва "Мы наелись рабства". Как белорус остановил время под Воложином, праз некалькі дзён памянялі.

Послушать виртуозное исполнение стародавней музыки, посмотреть представление батлейки, побывать в доме, куда любил приезжать Якуб Колас, – на хуторе в Воложинском районе музыкант и художник Алесь Лось принимает туристов и создает удивительные предметы, которые не стыдно выставить в музее. В гости к нему заглянула «Страна открытий» – проект, который мы создаем вместе с velcom и который рассказывает о людях, занимающихся любимым делом в белорусской глубинке. Сегодняшний репортаж – о том, как счастливо жить и творить в уединенном месте, где не бывает случайных гостей.

Читать полностью: https://news.tut.by/culture/521513.html 

Поўны тэкст

Послушать виртуозное исполнение стародавней музыки, посмотреть представление батлейки, побывать в доме, куда любил приезжать Якуб Колас, – на хуторе в Воложинском районе музыкант и художник Алесь Лось принимает туристов и создает удивительные предметы, которые не стыдно выставить в музее. В гости к нему заглянула «Страна открытий» – проект, который мы создаем вместе с velcom и который рассказывает о людях, занимающихся любимым делом в белорусской глубинке. Сегодняшний репортаж – о том, как счастливо жить и творить в уединенном месте, где не бывает случайных гостей.

«Сюда часто наведывался Якуб Колас»

44-й километр трассы Минск-Гродно, метров через 50 повернуть направо. Неприметный, никак не обозначенный поворот легко пропустить, но мы успеваем сориентироваться и буквально «спрыгиваем» с загруженной трассы на пустынную и довольно разбитую лесную дорогу. Машину потрясывает на ухабах, с обеих сторон нас обступают припорошенные снегом елки. Через пару километров еще раз направо, «ныряем» под горку – и перед нами открывается вид на «Хутар Дудара». Дом встречает нас дымом из трубы – хозяин на месте.

Нас на пороге встречает высокий и статный Алесь Лось. Он выдает гостям валенки и проводит на кухню. Там уже топится печка – за стеклянной дверью скачут красные огоньки. Из одного окна видна река Ярошовка, из другого – хозяйственные постройки и сосновый лес. Ни намека на близость цивилизации. Кажется, что тот неприметный поворот с трассы был порталом в другую реальность. Как нынешний хозяин хутора нашел это место?

- Приезжал сюда с друзьями, тут же проходит лесная дорога XIII века до литовской столицы. По ней можно ехать до самого Вильнюса, минуя трассу. И вот однажды шел по дороге, увидел дымок. Здесь жила очень интересная семья учителей. Старенькие уже, хозяйке было под сто лет. Начали работать еще в 1924 году, она преподавала польский и белорусский язык и литературу, он математику, физику, химию. В Раков ходили на работу за 12 километров. Зимой - по лесу на лыжах. Подружился с ними. К ним много людей приезжало из разных мест, даже Якуб Колас часто наведывался, - рассказывает Алесь Лось.

Сидя на кухне, оборудованной современной техникой, где стоят баночки с горчицей и чистящим средством, думать о том, что в далекие времена здесь пил чай народный поэт Беларуси, необычно. Как и смотреть в новое деревянное окно на старую баню, в которой он, по рассказам, любил попариться. Необычно видеть и значок Н+ на подключенном к сети velcom смартфоне, который лежит на старинном столе. Впрочем, кухня – это новая пристройка, которую сделал уже нынешний хозяин.

- Хозяйка мне сказала: «Александр, не хочу, чтобы после моей смерти здесь строили коттеджи или дачи. Дом будет тебе». В 1999 году ее дочь Тамара написала, что мать умерла. Я тогда в Польше жил. Мне очень приятно, что я купил не руину, а нажитое место, с хорошей энергетикой и традицией. Пристроил вот эту часть, второй этаж, где у меня мастерская.

Царь Ирод и смерть с косой.

Алесь Лось – член Союзов художников Беларуси и Польши. Зарабатывает на жизнь театральными представлениями, концертами, музыкальными встречами, лекциями по истории музыки, мастер-классами по народным ремеслам и продажей музыкальных инструментов. Помогает ему в работе певица, композитор, художественный руководитель театра «Живое слово» Алеся Сивохина.

- Наработалась своя клиентура, о нас узнают с сайта, из фейсбука, случайных заездов почти не бывает. Работаем со школами, лицеями. Есть интересная традиция: выпускники музыкальных школ приезжают сюда вместе с педагогами и родителями сдавать экзамены, а вечером остаются на концерт. На каникулах бывает много школьников. Есть и такая форма работы, как музей на выезде: берем инструменты и едем по школам, рассказываем и показываем, ­– говорит Алесь. – Раньше было много россиян, сейчас почти перестали ездить это ударило по бюджету. Не голодаем, конечно, но и не шикуем. Но самое важное, что я могу заниматься любимым делом и мне никто не мешает.

Вот-вот на хуторе начнется напряженный период – рождественские вечера с  25 декабря по 19 января. Обычно они проходят с участием 3-4 семей, которым показывают представления батлейки, угощают обедом, а потом предлагают какой-нибудь мастер-класс – по вытинанке, соломке, прядению на веретене. Посещение музея инструментов обойдется в 8,5 рубля для взрослого и 6,5 для ребенка от 6 лет. Представление батлейки стоит 300 рублей – это цена для всей группы зрителей.

Батлейка на «Хутары Дудара» – копия экспоната из петербургского музея этнографии народов СССР, найденного где-то на Могилевщине. «Реплика», которую Алесь Лось и Евгения Лис сделали в 1991 году, немало поездила по свету, а в Париже и вовсе «прожила» несколько лет. Рядом стоит корзинка с куклами.
- Мы не играем модерновые вещи, а только реконструкции пьес XIX века, «Царя Ирода», например. Этот спектакль будет актуален не одно десятилетие, – в это время стараниями мастера на маленькой сцене разворачивается драма: Смерть с косой «отрубает» Ироду голову.

Самое насыщенное время – конечно, лето. Тогда в усадьбе проходят пленэры, приезжают велотуристы, любители сплава по реке. Люди с удовольствием живут в палатках прямо во дворе. В доме есть все удобства - водопровод, канализация. Расширять усадьбу Алесь не планирует, ближайшая цель – закончить начатое.

- У меня политика –  денег в долг не беру. Что заработал, то и потратил. Здесь жить не так дорого, как в городе. Тем более что у нас гектар земли, на котором выращиваем тыквы, арбузы, дыни, картофель, огурцы, помидоры, морковь. Это экологический огород, никакой химии. Однажды держали перепелок – это был интересный эксперимент. Но у нас здесь много лисиц, куниц, хорьков, коршунов. В следующем году думаю кур завести, только надо сети врыть в землю, чтобы лисы не подкопали, – делится планами хозяин.

Как старинный рояль Becker не доехал до Вильнюса

Часть дома отдана под музей музыкальных инструментов. Белорусская дуда, турецкая лавта – прародитель всех лютней и мандолин, скандинавский гудок, цимбалы из Йемена... Экспонаты – со всего мира.

Алесь Лось снимает со стены дуду. Деревянные элементы – кстати, из карельской березы – украшены типичным белорусско-литовским орнаментом. Меха – из телячьей кожи. Их шьют вручную: с помощью шила делают отверстия, в которые продевают нить, скрученную с шерстью кабана. Такой инструмент изготавливается около месяца и стоит 1400 белорусских рублей. Хозяин надувает меха и играет – дом наполняется звуками старинной музыки.

- Алесь, это вы импровизируете?

- Да. Раньше музыканты всегда вокруг гармоничного рисунка играли не мелодии, а импровизацию. А женщины пели. Многоголосого пения в северной и восточной Беларуси не было, пели в унисон.

Алесь показывает нам скрипку, которую сделал его учитель из Сморгони. Однажды в усадьбе гостили французы, которые исполняют музыку Жана-Батиста Люлли, скрипача эпохи барокко. Одна из девушек-гостей играла на инструменте целый час, а потом подарила Алесю струны со словами «Это же настоящая барочная скрипка!».

Большую часть комнаты занимает старинный рояль.

- Это Becker, 1890х годов. У него очень хороший звук и интересная история. Когда-то большевики перетащили его из Полоцка в Гомель, где он стоял у комиссаров. Потом немцы забрали его в немецкий клуб, а после войны рояль попал к его директору. И вот однажды он ехал в Вильнюс по дороге, которая проходит возле моего хутора. Но не доехал - я задержал, - хитро улыбается музыкант, - Я очень рад, что он остался у нас. Этот инструмент стоит больших денег- больше 40 000 рублей.

Делает Алесь Лось и цимбалы. Одним из заказчиков стала Карен Стюарт, которая на тот момент работала заместителем посла США в Беларуси Джорджа Крола, а после и сама возглавила американскую дипмиссию. Стюарт не только заказала инструмент, но и научилась на нем играть.

Любовь к музыке Алесю привили родители. Мама научила играть на семиструнной гитаре, когда ему было 7. Папа заинтересовал изготовлением музыкальных инструментов. Видимо, поэтому Алесь Лось и связал свою жизнь с музыкально-театральным искусством и культурными традициями Беларуси. В театрально-художественном институте у него нашлась единомышленница, ставшая впоследствии супругой – Евгения Лис.

- В 1981 году увлеклись батлейкой. Может, поспособствовал тот фактор, что на то время сморгонский кальвинистский сбор, который использовался как склад, просто разваливался, и чтобы его спасти, в нем решили сделать республиканский музей батлейки. Это было интересно еще и потому, что мы смогли уехать из Минска. Мы несколько лет жили на Сморгонщине, около поместья Огинского, занимались творчеством как театралы и как художникиграфики. Тогда я и начал делать инструменты. Потом сколько-то жил в Польше, ну а после приобрел этот хутор, – рассказывает хозяин.

«Люди зарывают голову в бытовой песок и думают, что мир можно узнать другим местом»

То время своей жизни, когда Алесь Лось путешествовал по всей Беларуси, собирая сведения о музыкальных инструментах, он называет «своими университетами».

- У пожилых людей учился играть на скрипке, бубне, цимбалах. Раньше в одной только Сморгони десять скрипачей было. Пели, играли, танцевали. Потом стали потихоньку умирать, а преемственности не получилось. Каждый считал, что своих детей нужно быстрее устроить в Минск, потому что наелись этого рабства, неволи. Вы знаете, что паспорта сельчанам стали давать только в 1974 году? А до этого была карточка с информацией о росте, цвете глаз, где прописан и кто отец. Мой учитель влюбился в девушку в Ошмянах, хотел на ней жениться, а ему сказали «нет, ищи в своем колхозе». Поэтому посылали детей в город и не передали им ни пения, ни музыки, ни плотницкого дела, – рассказывает Алесь Лось. – Музыканты очень интересными людьми были – с человеческим достоинством, всегда правду говорили. Будто другая цивилизация. Мне посчастливилось понять, что тут творилось. Они делали скрипки международного уровня, была молодежь, которая хотела перенять их дело, но никто не поддержал. Молодежь уехала, а мы полностью потеряли смычковую школу.

Сам Алесь Лось в 1999-2001 годах снял фильм про белорусскую дуду – это 17 часов на VHS, которые еще предстоит оцифровать. Отдельные фрагменты показывает на семинарах. Материалов про дуду и лиру хватит на целую книгу, но пока в планах мастера создание такого труда не стоит.

- Культура – такое явление, которое трудно превратить в товар. Хорошо, если туристы нацелены на культурную атмосферу – интересуются историей, культурой, искусством. Мне приятно делиться знаниями. Но многие белорусы не знают, что у них были лиры, дуды. С одной стороны, это фактор очень «качественного» образования, с другой –  нежелание. История – это страшно. Люди как страусы зарывают голову в свой бытовой песок и думают, что мир можно узнать другим местом, – резюмирует автор. – Я пожил в других странах – в Польше, в Соединенных Штатах, и вернулся домой, потому что это моя земля, мне здесь уютнее».

Материал подготовлен при поддержке velcom.

СМІ
Звязаныя персаналіі
Тэмы
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 16.09.2019 06:41:03

Каментароў — 0

Запрашаем да абмеркавання! Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Аўтарызавацца можна праз

Перайсці да абмеркавання гэтай старонкі.

* УВАГА! Партал ETHNO.by не прадугледжвае тэхнічнай магчымасці каментавання на старонках партала. Абмеркаванне матэрыялаў партала цалкам ажыццяўляецца сродкамі вонкавага сэрвіса Disqus.com, уладальнік каторага, паводле Пастановы Савета Міністраў РБ №850 ад 23.11.2018 нясе адказнасць за ідэнтыфікацыю карыстальнікаў і іх каментары.