::
2017.01.14 — РЕПОРТАЖ: Народный карнавал "Коники", или Как щедруют на старый Новый год в Давид-Городке / БЕЛТА - Беларускае Тэлеграфнае Агенцтва
Загаловак
РЕПОРТАЖ: Народный карнавал "Коники", или Как щедруют на старый Новый год в Давид-Городке
Спасылка
Дата публікацыі
14.01.2017
Катэгорыя
рэпартажы
Поўны тэкст

Существуют разные мнения по поводу того, когда в Давид-Городке появился колядный обряд "Коники". Одни считают, что аутентичной традиции не меньше ста лет, другие утверждают, что своими корнями она уходит в далекую древность. Возродился этот обрядовый праздник в середине 80-х годов прошлого века, превратившись в своеобразный народный карнавал, в который с вечера 13 января погружается весь древний полесский город на берегу Горыни. Было время, когда народные обряды запрещались, их участникам приходилось убегать от милиции, а школьникам - от строгих учителей. С той поры за "Кониками" закрепилось понятие "бегать", которое применяется до сих пор.

 

"Сколько могла, столько бегала в "коники". Последние два года сижу дома. Скользко, боюсь упасть", - делится воспоминаниями 72-летняя городчучка Нина Сафроновна Шепетько.

 

 

 

Двери ее дома в этот вечер не закрываются. Хозяйка гостеприимно встречает всех гостей. Среди угощений обязательно должна быть кутья - как символ плодородия и богатства. "Сколько придут, столько буду принимать. Никому не отказываю. Это же Новый год, Щедрец - мы целый год его ждали", - поясняет пенсионерка.

 

 

 

 

Сейчас "коники" не бегают, а шумными толпами ходят по улицам, щедруют, переходя из дома в дом с колядными песнями, поздравлениями и добрыми пожеланиями. За вечер в каждый дом городчука может зайти от 5 до 10 "коников". Об их появлении во дворе задолго возвещают громкие звуки рожка, трубы или барабана.

 

 

 

В группе ряженых могут быть разные маски, которые, кстати, участники обряда изготавливают сами. Козел или Коза, Баран, Медведь, Волк, Черт, Смерть с косой, Баба-Яга - традиционные персонажи "коников". В последнее время к ним добавились Дед Мороз со Снегурочкой и другие современные маски.

 

 

Центральной фигурой в этой толпе ряженых является белый Конь, на котором "восседает" солдат в шинели. Согласно легенде, в годы Первой мировой войны в Давид-Городке квартировали казаки, которые и придумали "костюм" коня. Горожане идею подхватили и с тех пор обряжают всадника в военную форму.

 

 

 

Туловище коня, скрытое под покрывалом, как правило, образуют соединенные между собой две корзины. Вместо головы - валенок. С противоположной стороны прикрепляется хвост. В центре этого сооружения остается место для "всадника", который на протяжении всего колядного вечера носит на себе эту нелегкую конструкцию.

 

 

"Персонаж Коня в целом характерен для обрядов полешуков. Фигура всадника могла меняться. Он мог быть в шинели, с пером, с деревянной саблей, но конструкция "коника" оставалась неизменной, - поясняет общественный эксперт в сфере нематериального культурного наследия, филолог и журналист Регина Гомзович, которая уже не первый год наблюдает за обрядом в Давид-Городке. - Пишут, что традиции сто лет. Неправда. Она издревле здесь существует. Вот как осели люди на этой земле, так и эта традиция образовалась. И этот Конь, и песни на своем наречии, и сама мелодия - все очень архаичное".

 

 

 

Обряд "Коники" претендует на получение статуса нематериального культурного наследия. В 2010 году Республиканская рада по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры отклонила заявку городчуков и Столинского райисполкома. Сейчас здесь готовят документы для повторного рассмотрения. "Я и сам ходил когда-то в детстве в "коники", и мои родители. У нас ходят и молодые, и люди среднего возраста, и тем, кому уже под шестьдесят. Не столько, чтобы поколядовать, сколько душой отдохнуть. Мы стараемся втягивать молодежь в этот праздник, для того чтобы он не потерял свою историю, самобытность", - рассказал председатель Давид-Городокского горисполкома Вячеслав Стадник.

 

 

Щедровать на Старый Новый год в Давид-Городок приезжает много гостей из других районов - Пинского, Дрогичинского, Житковичского. В празднике также участвуют коллективы из других деревень Столинского района. В этом году впервые на "Коники" приехал и народный ансамбль народной песни "Молодицы" из агрогородка Парохонск. Со своими песнями-щедровками самодеятельные артисты обошли с десяток домов и остались довольны приемом. "Городчуки - супер! Такие добрые люди, такие отзывчивые и щедрые. Хорошо встречают, молодцы. На следующий год обязательно приедем", - пообещали гости.

 

Светлана Вечорко,

фото Екатерины Гараевой,

БЕЛТА.-0-

СМІ
Аўтар(ы)
Карта
Звязаныя лакацыі
Тэмы
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 19.12.2022 03:10:39

Маеце пытанне ці заўвагу? Напішыце ў каментары. Звяртаем увагу, што каментары са спасылкамі і ад неаўтарызаваных аўтараў прэмадэруюцца.

Відэакурсы па этнаграфіі

Самы час вучыцца анлайн! Нашы відэакурсы размешчаны на адукацыйнай платформе Stepik.org і акрамя відэа утрымліваюць праверачныя тэсты для самакантролю.

Запісацца

Выкладчык: Уладзімір Лобач

Аб’ём: 70 урокаў, 14 гадзін відэа, 127 тэставых пытанняў

Курс прапануе паглыбленае азнаямленне з этнічнай гісторыяй і этнакультурнай спецыфікай Беларусі. Прадстаўлены лекцыі па раздзелах і тэмах вучэбнай праграмы "Этнаграфія Беларусі", якая выкладаецца аўтарам у Полацкім дзяржаўным універсітэце.

Запісацца

Выкладчык: Зміцер Скварчэўскі

Аб’ём: 13 урокаў, 2 гадзіны відэа, 100 тэставых пытанняў

Сярод разнастайных аспектаў беларускай міфалогіі, прадметам курсу абраны персанажны код: боствы, духі, дэманічныя істоты, героі і т.п.