:: calculation
2006
Загаловак text
Человек человеку фолк
Спасылка embed
дасяжна толькі ў поўнай версіі
Дата публікацыі date
18.01.2006
Катэгорыя category
публіцыстыка
Анатацыя text

Наши предки на все случаи жизни имели по песне. Пели на Купалье и на Коляды, пели у колыбели и в походе, пели на свадьбе и на проводах в армию, пели весной, летом, осенью и зимой. Группы, связывающие свою стилевую принадлежность с фолк-музыкой, появляются у нас как грибы после дождя.

Поўны тэкст text

Человек человеку фолк

18.01.2006 / 11:58 / Культура

Наши предки на все случаи жизни имели по песне. Пели на Купалье и на Коляды, пели у колыбели и в походе, пели на свадьбе и на проводах в армию, пели весной, летом, осенью и зимой. Группы, связывающие свою стилевую принадлежность с фолк-музыкой, появляются у нас как грибы после дождя.

Но так было далеко не всегда.

Группа Kriwi на рукаве

Точкой отсчета жизни белорусского фолка принято считать 1971 год, когда на советской эстраде с альбомом "Ты мне вясною прыснілася" вторглись "Песняры". Но правильнее было бы сказать, что творчество коллектива Владимира Мулявина было "замаскировано" под фолк: значительная часть текстов и аранжировок песен "Песняров" всегда была авторской, а фольклорный материал использовался нередко как эффектный декоративный элемент.

Новая волна белорусской фолк-музыки совпала с волной "адраджэньня" рубежа 80-х и 90-х. Наступление эпохи фолк-модерна одноименным альбомом обозначила группа "Палац". Не особенно заботясь об аутентичном звучании, "Палац" подчинил народные мелодии жесткому ритму дискотек. Гомельская "Бан-Жвірба" пошла дальше, синтезировав свой фолк-модерн от начала и до конца. Но особенно успешным оказался первый состав "Троіцы", где "рокеры" Дмитрий Лукьянчик и Виталий Шкиленок встретились с "народником" Иваном Кирчуком. За 13 лет этнографических экспедиций группа собрала не только объемный песенный материал, но и впечатляющую коллекцию предметов быта и народных инструментов, активно использованных на сцене. Ставка на визуальность в комплекте с музыкальной компетентностью оправдала себя: "Троіца" сумела заинтересовать иностранных инвесторов и начала с 1996 года записываться на голландском лэйбле PAN-records, явив миру более продвинутую версию белорусского фолка.

"Палац" стал не только пионером, но и "кузницей кадров" белорусского фолк-модерна: со временем из его состава вышли (в прямом смысле слова) такие яркие фигуры фолк-движения, как Юрий Выдронак и Змитер Войтюшкевич. Вышли для того, чтобы основать Kriwi — первую из белорусских групп, примеривших ярлык world music.

Это вам не этно!

В белорусской фолк-музыке многолюдно: "Яр", "Ліцьвіны", "Кудмень", "Зелень Дорог", Postscriptum, Znich… Александр Андрещук, участник "Альтанкі", дает происходящему простое объяснение: "Это единственная по-настоящему перспективная здесь музыка. Разве может быть интересен, допустим, американский ритм-энд-блюз в исполнении бразильцев? Так и здесь. Иностранцам интересны белорусы с их корнями и национальной музыкой. Все остальное — лишь пародия. Либо на рок, либо на поп". Однако в ХХI веке силу набирает альтернативная по отношению к фолку тенденция — этно. Борцы за "неиспорченное старое", отвергающие компьютерную обработку звука и ценящие наивность и чистоту другого времени и другого мира. Основа их репертуара — обрядовые песни, наиболее архаичный пласт традиционной белорусской культуры.

В число исполнителей этнической музыки входят любительские коллективы, действующие в нескольких центрах народной культуры на Полесье, а также столичные ортодоксы — "Госьціца", Guda и др. Сюда же можно отнести сольную деятельность Ивана Кирчука, в 1999-м записавшего минималистскую "Спадчыну загінуўшых вёсак", а в середине 2005-го выпустившего альбом аутентичных песен "Століншчына", собранный в нескольких деревнях Столинского района Брестской области. По словам Ивана Ивановича, надо спешить: в архивах разрушаются от времени километры магнитной пленки с записями аутентичного песенного материала из самых разных уголков Беларуси.

"Примодненный" фолк и "радикальное" этно пока не вступили в открытое противостояние, однако очевидно, что эти направления рассчитаны на одну и ту же целевую аудиторию. А значит, борьба за зрителей неизбежна.

Человек человеку фолк

Первое приближение к фолк-музыке чаще всего происходит уже в юности: фолк привлекает возможностью противопоставить свое, настоящее русскоязычной реальности, не способной дать подобных точек духовной опоры. Фольклорный материал привлекает не только богатством гармоний, но и своей доступностью: ведь он не защищен законодательством об авторском праве и каждый может использовать его по своему усмотрению.

Сочетание народной культуры с современными музыкальными жанрами дало не только "Песняров" и "Троіцу", "Палац" и "Aльтанку", Kriwi и UR’IA, но и гораздо более экстремальные творческие опыты. Вплетенный в зловещий гроулинг и техничные электрогитарные партии фолк преобразился в pagan и прокатился по бывшему СССР волной подражаний гомельской группе Gods Tower. Как результат неожиданной адаптации фольклорной мелодики к музыке городских улиц и гитарных перегрузок возникли группы "Зьмяя" и Anima, причисляющие себя к фолк-кору. Собственный стиль — психофолк — изобрели музыканты из группы "Нагуаль". В его основе лежат мировая народная музыкальная культура и психофизика человека, а наиболее яркие моменты — это язык вокальных партий (поэзия звука, где можно услышать и голоса природы, и филологические ребусы), и диковинное сочетание инструментов.

Все эти порой достаточно далекие от народной культуры эксперименты способствуют размыванию понятия "фолк". Развиваясь, новый белорусский фолк теряет аутентичность, замыкаясь скорее на амбиции исполнителей, чем на музыкальную традицию. Таким образом фолк лишается самих оснований собственного существования. Можно предположить, что эта эволюционная ветвь закончится тупиком. Но кто знает, какая музыка будет звучать в фаст-фудах грядущей "глобальной деревни"?

1.  Фолк по-умному. Лидер группы UR’IA Юрий Выдронак работает в учебно-научной лаборатории белорусского фольклора БГУ, а Иван Кирчук — доцент кафедры этнологии и фольклористики БГПУ им. М.Танка.

2. Фолк по-черному. Предки лидера группы "Рэха" Андрея Такинданга родом из африканской Республики Чад. Воистину белорусский фолк — явление интернациональное.

3. Фолк по-садовски. Музыканты группы "САДЪ" раскрывают своеобразие славянской души в формате современного городского фольклора с помощью гитар и неторопливого баяна. "Эт-не панк" — так определяют брестчане свою музыку.

Павел СВЕРДЛОВ"БДГ. Деловая газета"

СМІ app
Аўтар(ы) app
Звязаныя персаналіі app
Звязаныя калектывы (гурты, установы) app
Звязаныя лакацыі app
Тэмы app
Гэта кэшаваныя старонка. Апошняя сінхранізацыя з базай - 16.03.2018 07:50:57